среда, 6 февраля 2008 г.

Новое поколение грузовых автомобилей Volvo


Третье поколение грузовиков – за 600 млн. евро



Растущая конкуренция и постоянное ужесточение требований к современным грузовым автомобилям заставляют их производителей менять модельный ряд не реже, чем это заведено у легковушек. Например, наиболее продаваемая модель компании VolvoFH (предназначена в основном для перевозок больших объемов грузов на дальние расстояния) появилась в 1993 году и подверглась изменениям в 1998-м. Модель FM (среднетоннажник, предназначенный для дистрибьюции внутри страны) впервые вышла в свет только в 1998 году, но с тех пор обе эти серии неоднократно дорабатывались и в настоящее время полностью обновлены. На сегодняшний день модельный ряд грузовиков Volvo представлен третьим поколением машин серии FH и второым поколением - серии FM.

Первыми новое поколение увидели европейские журналисты, которых пригласили на завод Volvo Trucks в Гетеборг (Швеция), где хозяева устроили грандиозную презентацию новых машин. На суд пишущей братии были представлены 15 новых грузовиков моделей Volvo FH12, FM12 и FM9 со всевозможными надстройками – 5 самосвалов с различными коробками передач и 10 автомобилей разного назначения – от коммунальных модификаций до магистральных тягачей.









Как рассказал президент Volvo Trucks Corporation Йорма Халонен (Jorma Halonen), работа над третьим поколением этих автомобилей началась еще в 1997 году. В процессе были задействованы 1200 человек, и год назад уже был построен первый прототип этого семейства. В разработку новых моделей было вложено 600 миллионов евро. Зато результат этой работы заметен сразу – новые верхняя и нижняя решетки радиатора, скругленные детали кабины и фары современной формы придали машинам совершенно новый облик и позволили улучшить аэродинамику автомобиля, что сказалось на снижении расхода топлива. Это что касается внешнего вида. Кроме того, FH получил совершенно новый двигатель D12 с 500 л.с., I-Shift (принципиально новую «интеллектуальную» автоматическую коробку передач, новую программу электронной стабилизации и новый интерьер. Впрочем, это никак не повлияло на узнаваемость грузовых Volvo – характерная косая полоса на решетке позволяет определить марку машины с первого взгляда.

Водителю будет удобней

Абсолютно новую кабину приобрел FM – она увеличилась по сравнению с предыдущей на 150 мм и за счет этого стала не только более просторной, но и вместительной – появились места для вещевых ящиков, которых, на мой взгляд, стало даже слишком много. В одном из них я оставил блокнот, который впоследствии так и не удалось найти. Интерьер обеих машин кардинально изменился. Салон приобрел более плавные линии, приятный на взгляд и на ощупь пластик. На передней панели появилась новая комбинация приборов, в центре которой расположен информационный дисплей. На него выводится информация о состоянии основных систем автомобиля (температура масла, расход топлива, давление в шинах и т.д.), а с помощью несложного меню можно выбирать необходимую информацию и убирать ненужную.

Все кнопки и рычаги управления расположены в непосредственной близости к рулевому колесу. Водителю не надо переводить взгляд от дороги, отвлекаться от управления автомобилем. Управлять аудиосистемой и встроенным телефоном можно не отрывая рук от рулевого колеса, а в спинку сиденья водителя вмонтирован микрофон и динамик сотового телефона. Ремень безопасности теперь крепится непосредственно к сиденью, а не к боковой стойке – так он меньше мешает при вождении. Благодаря новым зеркалам улучшилась обзорность.

На новых FH и FM возможна установка как механической 8-, 9- или 14-скоростной коробки передач, так и нескольких видов автоматических, среди которых впервые появилась «интеллектуальная» АКП I-Shift. Механическая управляется с помощью тросикового механизма, из-за чего на ручке КПП почти не чувствуется вибрация, сокращается усилие при переключении передач, а сами передачи включаются четче. Например, переключение передач на тягаче с прицепом, груженным бревнами, происходило почти так же легко, как на современном легковом автомобиле.

Интеллектуальная автоматическая коробка передач может устанавливаться на тягачи полной массой до 44 тонн. Она разработана на базе механической 12-скоростной коробки и хорошо согласована с двигателем и бортовой электроникой. Рычаг этой КПП расположен сбоку на водительском сиденьи и скорее напоминает джойстик от детской компьютерной игрушки. Водитель может как самостоятельно переключать передачи, так и доверить этот процесс «умной» электронике. В последнем случае при трогании с места электронная система определяет уклон дороги и общую массу автопоезда и соответствующим образом выбирает наиболее подходящую для начала движения передачу. С учетом дорожных условий КПП подбирает и другие передачи, при этом переключение проходит быстро и плавно. Особенно удобно пользоваться таким «интеллектуальным» автоматом при движении в городе, где частые переключения больше десятка передач сильно утомляют. Кстати, благодаря автоматической КПП вождение такой «городской» модификации FM как мусоровоз не представляет никаких трудностей и сравнимо с управлением минивэна или джипа.

9 двигателей объемом 9 и 12 литров

Одним из главных новшеств у Volvo FM стал совершенно новый 9-литровый двигатель, который заменил 7- и 10-литровые. Он выпускается в четырех модификациях мощностью от 260 до 380 л.с., легче (примерно на 80 кг) и экономичнее своего 10-литрового предшественника, имеет моторный тормоз и независимую от сцепления коробку отбора мощности для дополнительных механизмов. Такой двигатель совсем не маломощный, как может показаться из-за сниженного объема – полностью груженный огромными булыжниками строительный FM9 с 9-литровым движком и автоматической КПП уверенно и без «раздумий» взбирался на самые крутые склоны испытательного полигона Volvo. Кроме того, доработаны существующие 12-литровые двигатели – теперь их можно заказать мощностью 500 и 480 л.с. А новый мотор D12D 500 с системой Turbocompound специально предназначен для автомобилей, эксплуатируемых в жестких дорожных условиях. Таким образом, на машины серий FH и FM предлагается 9 различных силовых агрегатов, отвечающих требованиям Euro 3, мощностью 260-500 «лошадей». Но это еще не все отличительные особенности новых двигателей Volvo – по сравнению с их предшественниками рекомендуемые интервалы между проведением технического обслуживания увеличились на 20% в зависимости от условий эксплуатации и нагрузки. Это означает, что 12-литровый двигатель, установленный на тягаче, работающем в составе среднего автопоезда общей массой 40 тонн, может пройти без замены масла около 90000 км, причем в некоторых случаях (когда общая масса автопоезда не превышает 36 тонн) – все 100000 км. Кстати, благодаря новой компьютерной системе технического обслуживания, внедряемой на фирменных СТО Volvo, замена эксплуатационных жидкостей и проведение технических работ теперь будет производиться не формально (то есть у всех машин – ТО через 90 тысяч км), а индивидуально для каждого автомобиля в зависимости от условий его эксплуатации. Для этого создана специальная сервисная программа, которая получает информацию по данным бортового компьютера.

Электроника отвечает за безопасность

На новых грузовиках Volvo тоже есть множество усовершенствований, которые трудно увидеть при визуальном осмотре или за время короткой ознакомительной поездки, но существенно улучшающих технические и эксплуатационные характеристики машин. Особый акцент сделан на безопасности водителя и других участников движения. Компания с 1969 года изучила 1400 аварий с участием грузовиков, провела полсотни краш-тестов и использовала этот опыт для создания системы безопасности. Система противоподкатной защиты FUPS стала частью несущего каркаса кабины. Здесь устанавливается подушка безопасности для водителя, блокировка пассажирской двери от несанкционированного открывания. Но главное – Volvo впервые среди производителей грузовиков устанавливает электронную систему стабилизации курсовой устойчивости ESP для тягачей 4х2 в серийной комплектации. Эта система помогает водителю удержать грузовик на дороге в случае заноса и предотвращает складывание тягача с прицепом. ESP существенно снижает вероятность аварии при объезде препятствия или резком торможении, когда грузовик и прицеп проявляют тенденцию к заносу и опрокидыванию. Внедрение ESP стало возможным благодаря использованию электронной тормозной системы Volvo (EBS) и запатентованных дисковых тормозов. При торможении электронная тормозная система раздельно регулирует тормозное усилие на каждом из колес, что позволяет эффективно тормозить и снизить износ рабочих тормозов грузовика.

Благодаря применению модульной конструкции шасси существенно уменьшилась его масса (на 160 кг по сравнению с предшественниками), а количество предлагаемых размеров шасси увеличилось. На всех моделях с пневматической подвеской установлены дисковые тормоза. А новые запатентованные топливные баки D-образной формы позволили более рационально использовать пространство между передним и задним мостами. Кроме того, емкость баков существенно увеличилась – наибольший из них вмещает 1180 литров топлива.

Учитывая большое количество усовершенствований, новые машины Volvo FH и FM будут немного дороже. Хотя 3-процентное удорожание по сравнению с предыдущим модельным рядом, конечно, несопоставимо с количеством и эффективностью внедренных на этих машинах новшеств.

Сергей Матусяк
Фото автора
Киев - Гетеборг - Киев
http://www.autocentre.ua/component/option,com_truck/task,articles/id,1925/Itemid,82/

Комментариев нет: