Русские часто выезжают за границу со старыми правами В Азии российские права не «прокатят» В Hertz могут сделать исключение для торопливых туристов В Испании можно запросто нарваться на вредного полицаяНа самом деле, российские водительские права (пластиковая карточка с транскрипцией ФИО латинскими буквами) были действительны в странах ЕС до осени 2006 года, а после принятия Международной транспортной хартии ООН они были лишены статуса международных. Дело в том, что российские права переведены на латиницу не полностью, также в них отсутствует указание домашнего адреса водителя. Теперь все водители, независимо от того, в какую страну они въезжают, обязаны получить водительское удостоверение международного образца: пластиковая брошюра с переводом российского водительского удостоверения на восемь основных языков ООН: английский, арабский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский и японский.Несмотря на это, большинство российских туристов продолжает выезжать за рубеж с водительскими правами российского образца и не утруждает себя лишними поездками и хлопотами, связанными с оформлением международных прав. Напомним, что сделать это в Москве, независимо от места регистрации, можно всего в трех местах: МРЭО Управления ГИБДД ГУВД г. Москвы (улица Лобненская, д. 20 и Варшавское шоссе д. 170 «Д»), а также 1 отделение МОТОТРЭР ГИБДД УВД ЦАО г. Москвы (улица Большая Ордынка, д. 8). Как рассказали в МРЭО на Лобненской, поток водителей, оформляющих международные права, ежедневно составляет 25-30 человек максимум в каждом их трех отделений. Это мизер по сравнению с количеством людей, ежедневно берущих автомобили напрокат либо выезжающих заграницу на своем автомобиле. Так может быть, надобности в оформлении международных прав действительно нет? Это не совсем так. Все будет зависеть от страны, в которую выезжает турист. Права российского образца однозначно не пройдут в странах Ближнего Востока, где применяется арабская письменность (ОАЭ, Иордания, Иран, Египет), а также азиатских странах (Япония, Китай), где используют иероглифы. Что касается Европы – здесь возможны вариации.Как рассказал менеджер по работе с корпоративными клиентами, ассоциациями и туристическими компаниями российского представительства Hertz Виктор Андронов, компания всем своим клиентам рекомендует оформлять международные права, независимо от того, в какую страну направляется турист. Официально прокатная фирма не имеет права давать машину в прокат, если у туриста нет международных прав – иначе в случае, если машину остановит полицейский, у прокатной фирмы будут проблемы. Однако, как признались в Hertz, в случае если турист по каким-то причинам не желает тратить время на оформление международных прав, настаивать в компании не будут и машину все равно дадут. “Это объясняется тем, - говорит Андронов, - что в европейских странах, за исключением Италии и Греции, все еще очень лояльно относятся к водительским правам российского образца“. Генеральный директор компании Europcar-Москва Александр Куницын подтвердил, что Europcar без проблем отпускает машины за рубеж по российским водительским удостоверениям: “ В странах Евросоюза (опять же, за исключением Италии и Греции) проблемы с полицейскими исключены“.Италия и Греция сегодня признаны самими строгими странами, поэтому туда без водительского удостоверения международного образца лучше не ехать. Испанские полицейские тоже достаточно привередливы. Как рассказывают прокатные операторы, риск нарваться на вредного полицая в Испании равен 50 процентам. Могут и штраф в 500 евро закатить, а могут и отпустить подобру-поздорову. Впрочем, в данном случае особенную роль играет человеческий фактор, поэтому все может обернуться совсем непредсказуемо.Например, в Hertz припомнили случай, когда в дружественной Германии после событий 11 сентября 2004 года в кутузку угодил топ-менеджер одного из крупнейших российских банков. У него не оказалось водительских прав международного образца, а были лишь российские. Привередливый немецкий полицейский воспрепятствовал дальнейшему движению банкира и сопроводил его в тюрьму. Все проблемы по освобождению россиянина легли на плечи германского отделения Hertz.Такие истории считаются скорее исключением из правил. Если вы путешествуете по Европе с российскими правами, чаще всего бояться действительно нечего. Полицейские засады на европейских автобанах встретишь крайне редко, все трассы оснащены видеокамерами, которые фиксируют нарушения и постоянно записывают информацию об участниках дорожного движения. Полицейские же в основном дрейфуют по трассе на полицейских автомобилях, поэтому риск, что вас остановят и начнут придираться к правам, в общем-то небольшой. Так или иначе, внутренние российские права за рубежом официально считаются недействительными. И поэтому если экстраординарная ситуация приключится на дороге, то нужно немедленно звонить в прокатную компанию, а если машина своя, то в консульство РФ. Перед иностранным полицейским наш водитель может почувствовать себя беспомощным: платить штраф или не платить, а если платить, то сколько? Размеры всех штрафов и санкции по правонарушениям всегда можно заранее запросить в представительстве иностранного государства, либо в консульстве РФ за рубежом.Российские власти давно думают о том, как облегчить россиянам перемещение за рубежом, но делают это как-то нерадиво. Одним из последних предложений было введение водительских прав с использованием электронного чипа, которые бы действовали как паспорт и обеспечивали совершенно беспрепятственный проезд во всех странах мира. Подобный “паспортный режим“ сейчас действует в Соединенных Штатах. Такие права обещали представить публике еще в начале 2007 года, сейчас образец российского варианта международного удостоверения якобы находится на согласовании в ООН. Однако за год никакого продвижения в этом вопросе не случилось. Как рассказали в МРЭО на Лобненской, о таком предложении сотрудники слышали “только из новостей“ и ничего подобного в обращение пока не поступало.В отделе выразили мнение, что, скорее всего никаких фантастических технологий использовать не будут, пока не закончатся “старые“ международные права современного образца, которые продолжают поступать из типографии. Только вот получать эти права автовладельцы не желают. На вопрос «почему?» - ответа нет. Может быть, действительно нет необходимости, может быть, времени не хватает. Или просто водители считают, что разобраться на месте с полицаем где-нибудь на окраине европейской деревушки дешевле и выгоднее, чем с российским милиционером в центре Москвы.
Российский протокол
Какими будут европейские правила в отечественных условиях
Ровно через год — то, что в России называют «автогражданкой», станет, наконец, похоже на цивилизованное страхование автогражданской ответственности. Министерство финансов РФ обещает к тому времени подготовить целый пакет поправок в «недоделанный» закон об ОСАГО, которые должны кардинально облегчить жизнь автомобилистов, попавших в ДТП. Участников мелких аварий избавят от необходимости общаться с сотрудниками ГИБДД, а возмещение по полису ОСАГО потерпевший сможет получить в собственной страховой компании.
В общем-то, давно известно, что в июле 2008 года, через пять лет после введения в нашей стране института ОСАГО, страхование автогражданской ответственности должно стать не только обязательным, но и удобным для владельцев полисов средством возмещения ущерба. Почему мы вновь возвращаемся к этой теме? Потому что появились некоторые подробности грядущих нововведений.
Идеальная схема
Напомню еще раз: Европейский протокол позволяет водителям, попавшим в мелкую аварию, не вызывать на место ДТП сотрудников дорожной полиции (ГАИ-ГИБДД в нашем случае) для оформления протокола. Если водители определили самостоятельно — кто виноват, им достаточно лишь составить схему происшествия и заполнить стандартный бланк (выдается страховой компанией при заключении договора). Но для оформления ДТП по упрощенной схеме в России должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, размер убытков потерпевшей стороны не должен превышать 25 тысяч рублей. Во-вторых, в аварии не должно участвовать более двух транспортных средств. Наконец, участие милиционера в разборе происшествия не понадобится, если столкновение не повлекло за собой человеческих жертв, ранений и увечий — ущерб жизни и здоровью в рамках Европротокола не возмещается.
Система прямого урегулирования убытков подразумевает получение потерпевшим автовладельцем страхового возмещения по полису ОСАГО у своего страховщика, а не в страховой компании виновника ДТП, как это принято сейчас. Понятно, что водители, застраховавшие свой автомобиль по программе КАСКО (риск угона и ущерба), ничего нового в предлагаемой системе не обнаружат. Они и сейчас не особо бегают за виновником происшествия. Ведь в случае аварии владельцы полиса КАСКО ремонтируют свой автомобиль на деньги своей страховой компании или у нее же получают возмещение. Страховщик потерпевшего в этом случае самостоятельно предъявляет регрессный иск компании, застраховавшей автогражданскую ответственность виновника ДТП, и за ее счет компенсирует свои расходы.
Такая система мало того, что удобна клиентам, она еще является и отличным стимулом для страховщиков. Это с чужим клиентом можно препираться, долго спорить о сумме ущерба, занижать его и затягивать выплаты. Своими же клиентами страховщики дорожат в большей степени. Ведь человек, довольный тем, как было улажено его дело, практически наверняка принесет свои деньги страховщику и в следующий раз. Кроме того, добрая молва, так же как и злая, распространяется по рынку очень быстро. Законодатели хотят распространить эту практику и на институт ОСАГО, обязательный для всех, в то время как полисы КАСКО у нас в стране имеют лишь около 20% частных автовладельцев. Разработчики закона верят, что после введения системы прямого урегулирования в «автогражданке» качественное обслуживание, быстрое и полное возмещение убытков по полисам ОСАГО станут обычным делом.
Своя специфика
Действительно, Европейский протокол, совмещенный с системой прямого урегулирования убытков, обещает значительно ускорить оформление мелких аварий, а получение возмещения по полису ОСАГО за разбитый автомобиль сделать процессом удобным и необременительным для его владельца. Законодательные предложения по введению новой системы разрабатываются Министерством финансов — ведомством, ответственным за функционирование и трансформирование страховой системы. А введение европейских правил урегулирования аварий по ОСАГО намечено на 1 июля 2008 года.
Но никто до сих пор в глаза не видел предложений разработчиков. Все, что было сказано — это некая идеальная схема функционирования ОСАГО, принятая в большинстве развитых стран мира. Как будет выглядеть Европротокол в российских условиях, сейчас трудно сказать. Не будет ли упрощенная схема обусловлена рядом условий, которые сведут на нет все ее удобства? Судить об этом можно лишь на основании высказываний чиновников.
В мае из уст представителя Минфина мы узнали, что схема прямого урегулирования, которая будет введена в России летом следующего года, лишится одного из подводных камней, прежде вызывавших изрядный скепсис. Как рассказала на пресс-конференции заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, министерство решило отказаться от ограничения в 25 тысяч рублей при прямом урегулировании. Это означает, что с 1 июля следующего года все потерпевшие в ДТП могут обращаться за возмещением в свою страховую компанию. Без исключений. «В законопроекте есть жесткое требование, согласно которому все страховщики, заключающие договора ОСАГО, должны будут участвовать в системе прямого урегулирования и Европейском протоколе», — заявила представитель министерства. Все эти положения уже внесены в проект поправок к «Закону об ОСАГО», который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
Безусловно, это позитивное нововведение. Потерпевшему в ДТП не надо будет думать о том, превысил ли ущерб его автомобилю заветную сумму или нет. Не надо будет проводить для этого за свой счет независимую техническую экспертизу, и в зависимости от ее решения определять, в какую компанию обращаться — в свою или виновника ДТП. Все автовладельцы, оказавшиеся в аварии на потерпевшей стороне, смогут смело обращаться за возмещением к своему страховщику.
В то же время, обойтись без участия сотрудников ГИБДД в оформлении аварии по-прежнему можно будет лишь в случае, если ущерб не превысил 25 тысяч рублей. Остаются в силе и два других условия — отсутствие пострадавших и участие в ДТП лишь двух участников.
Кроме этого, по словам Веры Балакиревой, законопроектом предусмотрено установление лимита ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших в размере 240 тысяч рублей на каждого потерпевшего. И это тоже позитивное нововведение. Сегодня напомним, 240 тысяч — это предельная сумма, которую могут получить пострадавшие в ДТП от виновника по его полису ОСАГО. Независимо от того, сколько людей в результате аварии пострадало.
Наконец, в случае согласия страховщика и потерпевшего относительно размера убытка можно будет не проводить независимую техническую экспертизу. И это тоже удобно и, в конце концов, скажется на скорости урегулирования убытков и на снижении издержек страховщиков.
Впрочем, несмотря на подробные разъяснения — до тех пор, пока мы не увидим в окончательном виде новый текст закона, судить о его преимуществах и недостатках рано. Возможно, негативные моменты всплывут в процессе рассмотрения и утверждения проекта депутатами. Так, пока не ясно, будут ли распространяться условия Европейского протокола и на владельцев полисов КАСКО. К примеру, виновник ДТП — владелец двух полисов — КАСКО и ОСАГО. Понятно, что потерпевший получит свое возмещение по полису ОСАГО виновника и без вызова сотрудника ГИБДД. А получится ли у самого виновника отремонтировать свой автомобиль по полису КАСКО, если авария была оформлена без участия ГИБДД? Остается надеяться, что разработчики в своих поправках предусмотрели такие тонкости, и Европейский протокол будет общим для всех — как для владельцев обязательной «автогражданки», так и для водителей, в дополнение к ОСАГО добровольно застраховавших свой автомобиль.
Наконец, не придется ли владельцам полисов ОСАГО расплачиваться повышением тарифа за упрощение системы оформления дорожных аварий? Страховщики опасаются, что из-за исключения ГИБДД из процесса оформления мелких ДТП резко возрастет доля обращений мошенников. К примеру, у обладателей пустяковых царапин появится соблазн договориться с соседом по гаражу — устроить липовое ДТП и за счет страховщика перекрасить крыло и подлатать бампер. Увеличение своих рисков страховые компании вполне могут переложить на клиентов.
С другой стороны, такого рода мошенничества достаточно распространены и сегодня. Каждый водитель знает, что сегодня в ГАИ-ГИБДД можно купить практически любую нужную справку. В общем, так или иначе, а с мошенничеством можно и нужно бороться, и эта проблема, если разобраться, не имеет прямого отношения ни в Европротоколу, ни к закону об ОСАГО.
Какими будут европейские правила в отечественных условиях
Ровно через год — то, что в России называют «автогражданкой», станет, наконец, похоже на цивилизованное страхование автогражданской ответственности. Министерство финансов РФ обещает к тому времени подготовить целый пакет поправок в «недоделанный» закон об ОСАГО, которые должны кардинально облегчить жизнь автомобилистов, попавших в ДТП. Участников мелких аварий избавят от необходимости общаться с сотрудниками ГИБДД, а возмещение по полису ОСАГО потерпевший сможет получить в собственной страховой компании.
В общем-то, давно известно, что в июле 2008 года, через пять лет после введения в нашей стране института ОСАГО, страхование автогражданской ответственности должно стать не только обязательным, но и удобным для владельцев полисов средством возмещения ущерба. Почему мы вновь возвращаемся к этой теме? Потому что появились некоторые подробности грядущих нововведений.
Идеальная схема
Напомню еще раз: Европейский протокол позволяет водителям, попавшим в мелкую аварию, не вызывать на место ДТП сотрудников дорожной полиции (ГАИ-ГИБДД в нашем случае) для оформления протокола. Если водители определили самостоятельно — кто виноват, им достаточно лишь составить схему происшествия и заполнить стандартный бланк (выдается страховой компанией при заключении договора). Но для оформления ДТП по упрощенной схеме в России должно быть соблюдено несколько условий. Во-первых, размер убытков потерпевшей стороны не должен превышать 25 тысяч рублей. Во-вторых, в аварии не должно участвовать более двух транспортных средств. Наконец, участие милиционера в разборе происшествия не понадобится, если столкновение не повлекло за собой человеческих жертв, ранений и увечий — ущерб жизни и здоровью в рамках Европротокола не возмещается.
Система прямого урегулирования убытков подразумевает получение потерпевшим автовладельцем страхового возмещения по полису ОСАГО у своего страховщика, а не в страховой компании виновника ДТП, как это принято сейчас. Понятно, что водители, застраховавшие свой автомобиль по программе КАСКО (риск угона и ущерба), ничего нового в предлагаемой системе не обнаружат. Они и сейчас не особо бегают за виновником происшествия. Ведь в случае аварии владельцы полиса КАСКО ремонтируют свой автомобиль на деньги своей страховой компании или у нее же получают возмещение. Страховщик потерпевшего в этом случае самостоятельно предъявляет регрессный иск компании, застраховавшей автогражданскую ответственность виновника ДТП, и за ее счет компенсирует свои расходы.
Такая система мало того, что удобна клиентам, она еще является и отличным стимулом для страховщиков. Это с чужим клиентом можно препираться, долго спорить о сумме ущерба, занижать его и затягивать выплаты. Своими же клиентами страховщики дорожат в большей степени. Ведь человек, довольный тем, как было улажено его дело, практически наверняка принесет свои деньги страховщику и в следующий раз. Кроме того, добрая молва, так же как и злая, распространяется по рынку очень быстро. Законодатели хотят распространить эту практику и на институт ОСАГО, обязательный для всех, в то время как полисы КАСКО у нас в стране имеют лишь около 20% частных автовладельцев. Разработчики закона верят, что после введения системы прямого урегулирования в «автогражданке» качественное обслуживание, быстрое и полное возмещение убытков по полисам ОСАГО станут обычным делом.
Своя специфика
Действительно, Европейский протокол, совмещенный с системой прямого урегулирования убытков, обещает значительно ускорить оформление мелких аварий, а получение возмещения по полису ОСАГО за разбитый автомобиль сделать процессом удобным и необременительным для его владельца. Законодательные предложения по введению новой системы разрабатываются Министерством финансов — ведомством, ответственным за функционирование и трансформирование страховой системы. А введение европейских правил урегулирования аварий по ОСАГО намечено на 1 июля 2008 года.
Но никто до сих пор в глаза не видел предложений разработчиков. Все, что было сказано — это некая идеальная схема функционирования ОСАГО, принятая в большинстве развитых стран мира. Как будет выглядеть Европротокол в российских условиях, сейчас трудно сказать. Не будет ли упрощенная схема обусловлена рядом условий, которые сведут на нет все ее удобства? Судить об этом можно лишь на основании высказываний чиновников.
В мае из уст представителя Минфина мы узнали, что схема прямого урегулирования, которая будет введена в России летом следующего года, лишится одного из подводных камней, прежде вызывавших изрядный скепсис. Как рассказала на пресс-конференции заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева, министерство решило отказаться от ограничения в 25 тысяч рублей при прямом урегулировании. Это означает, что с 1 июля следующего года все потерпевшие в ДТП могут обращаться за возмещением в свою страховую компанию. Без исключений. «В законопроекте есть жесткое требование, согласно которому все страховщики, заключающие договора ОСАГО, должны будут участвовать в системе прямого урегулирования и Европейском протоколе», — заявила представитель министерства. Все эти положения уже внесены в проект поправок к «Закону об ОСАГО», который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
Безусловно, это позитивное нововведение. Потерпевшему в ДТП не надо будет думать о том, превысил ли ущерб его автомобилю заветную сумму или нет. Не надо будет проводить для этого за свой счет независимую техническую экспертизу, и в зависимости от ее решения определять, в какую компанию обращаться — в свою или виновника ДТП. Все автовладельцы, оказавшиеся в аварии на потерпевшей стороне, смогут смело обращаться за возмещением к своему страховщику.
В то же время, обойтись без участия сотрудников ГИБДД в оформлении аварии по-прежнему можно будет лишь в случае, если ущерб не превысил 25 тысяч рублей. Остаются в силе и два других условия — отсутствие пострадавших и участие в ДТП лишь двух участников.
Кроме этого, по словам Веры Балакиревой, законопроектом предусмотрено установление лимита ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пострадавших в размере 240 тысяч рублей на каждого потерпевшего. И это тоже позитивное нововведение. Сегодня напомним, 240 тысяч — это предельная сумма, которую могут получить пострадавшие в ДТП от виновника по его полису ОСАГО. Независимо от того, сколько людей в результате аварии пострадало.
Наконец, в случае согласия страховщика и потерпевшего относительно размера убытка можно будет не проводить независимую техническую экспертизу. И это тоже удобно и, в конце концов, скажется на скорости урегулирования убытков и на снижении издержек страховщиков.
Впрочем, несмотря на подробные разъяснения — до тех пор, пока мы не увидим в окончательном виде новый текст закона, судить о его преимуществах и недостатках рано. Возможно, негативные моменты всплывут в процессе рассмотрения и утверждения проекта депутатами. Так, пока не ясно, будут ли распространяться условия Европейского протокола и на владельцев полисов КАСКО. К примеру, виновник ДТП — владелец двух полисов — КАСКО и ОСАГО. Понятно, что потерпевший получит свое возмещение по полису ОСАГО виновника и без вызова сотрудника ГИБДД. А получится ли у самого виновника отремонтировать свой автомобиль по полису КАСКО, если авария была оформлена без участия ГИБДД? Остается надеяться, что разработчики в своих поправках предусмотрели такие тонкости, и Европейский протокол будет общим для всех — как для владельцев обязательной «автогражданки», так и для водителей, в дополнение к ОСАГО добровольно застраховавших свой автомобиль.
Наконец, не придется ли владельцам полисов ОСАГО расплачиваться повышением тарифа за упрощение системы оформления дорожных аварий? Страховщики опасаются, что из-за исключения ГИБДД из процесса оформления мелких ДТП резко возрастет доля обращений мошенников. К примеру, у обладателей пустяковых царапин появится соблазн договориться с соседом по гаражу — устроить липовое ДТП и за счет страховщика перекрасить крыло и подлатать бампер. Увеличение своих рисков страховые компании вполне могут переложить на клиентов.
С другой стороны, такого рода мошенничества достаточно распространены и сегодня. Каждый водитель знает, что сегодня в ГАИ-ГИБДД можно купить практически любую нужную справку. В общем, так или иначе, а с мошенничеством можно и нужно бороться, и эта проблема, если разобраться, не имеет прямого отношения ни в Европротоколу, ни к закону об ОСАГО.
Гаишники остались без прав на номер
Верховный суд запретил гаишникам отбирать права за езду с одним номером, когда второй отскочил на колдобине или после ДТП. Кроме того, были реабилитированы просроченные транзиты, которые так же признали действующими регистрационными знаками.
Верховный суд РФ постановил, что, если машина ездит с неполным комплектом номеров, например, только с задним, водителя нельзя наказывать за отсутствие государственных номерных знаков. Таким образом, гаишник, остановивший автомобиль, на котором нет одного из номеров, теперь может выписать водителю только штраф в размере 0,5 МРОТ (50 рублей) по первой части статьи 12.2 КоАП за нарушение правил установки номерных знаков. До этого решения ВС автомобилистов, которые ездили без одного номерного знака, например, потеряв его из плохо закрепленной рамки на ухабе, чаще всего наказывали по второй части той же статьи за «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков». Гаишники утверждали, что номерными знаками можно считать только полный комплект, и забирали у водителей права.
Суды при этом соглашались с инспекторами, и водителя либо штрафовали на 25 МРОТ (2,5 тыс. рублей), либо лишали прав на срок от 1 до 3 месяцев.
В сообщении Управления по работе с законодательством ВС говорится, что москвич А. Полонский не согласился с тем, что за отсутствие на его «Тойоте Лендкрузер» переднего номерного знака его оштрафовали на 2,5 тыс. рублей, и решил оспорить постановление мирового судьи Кунцевского районного суда г. Москвы. В Московском городском суде также решили, что езда с одним регистрационным номером – это то же самое, что езда без номеров, и оставили решение мирового судьи в силе. Однако водитель на этом не остановился и подал жалобу в Верховный суд, где судья принял сторону автомобилиста.
Зампредседателя ВС Петр Серков, к которому на рассмотрение попало это дело, посчитал, что в подобных случаях закон толкуется неверно. В разъяснении ВС говорится, что «Неправильная установка одного из государственных регистрационных знаков при правильной установке другого, доступного для свободного обозрения, не означает полного отсутствия регистрационных знаков на транспортном средстве».
Постановлением ВС обратившемуся с жалобой водителю заменили штраф 2,5 тыс. рублей на 50 рублей – за неправильную установку номеров.
Одновременно Верховный суд заявил, что даже просроченные транзитные номера все равно следует считать действующими регистрационными знаками. Гаишники, которым «лишенческая» статья дает гораздо больше возможностей заработать денег, при поддержке мировых судов всегда считали, что «транзиты» с истекшим сроком действия приравниваются к отсутствующим номерам и, руководствуясь второй частью статьи 12.2 КоАП, отбирали за них права. По правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые утверждены 59-м приказом МВД, при перерегистрации автомобиля транзитные номера выдаются на срок от 5 до 20 дней. В результате водитель, который, например, из-за командировки или заболев, не успевал поставить автомобиль на учет или продлить «транзиты», сразу становился легкой жертвой для «оборотней». Как рассказали «Газете.Ru» в 4-м отделении МОТОТРЭР по Восточному округу столицы, водители с просроченными транзитными номерами приходят часто: «Один человек в день точно приходит, а всего у нас ежедневно бывает по 100–200 человек».
Но в Верховном суде решили, что «Истечение срока действия установленных на автомобиле регистрационных знаков »ТРАНЗИТ« не означает полного отсутствия регистрационных знаков на транспортном средстве».
А водитель автомобиля с просроченными «транзитами» виноват только в том, что нарушил правила регистрации автомобиля, и должен за это заплатить по статье 12.1 КоАП штраф 0,5 МРОТ (50 рублей).
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, в этот раз в Верховном суде не сказали ничего сенсационного. «По ГОСТу, на который ссылаются правила регистрации, на автомобиле должно быть установлено 2 номера. Если установлен только 1, то это всего лишь нарушение стандарта, и нельзя считать, что автомобиль ездит без регистрационных знаков», – пояснил Травин.
Однако в ГАИ России считают, что ВС допустил ошибку, отменив жестокие санкции за езду без одного из номеров. Милиционеры боятся взрыва преступности на дорогах. По словам начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимира Кузина им обязательно воспользуются злоумышленники. «С одним, например, передним номером очень просто скрыться с места преступления. Спереди инспектор номера видит и машину не останавливает, а сзади ее опознать никак нельзя», - пояснил Кузин. По его словам преступники часто используют махинации с установкой номерных знаков, чтобы их было сложнее поймать. «На мотоциклах номер устанавливают сбоку слева под сиденьем, так чтобы его не было видно с тротуара. А нарушений формально никаких нет», - рассказал гаишник.
Верховный суд запретил гаишникам отбирать права за езду с одним номером, когда второй отскочил на колдобине или после ДТП. Кроме того, были реабилитированы просроченные транзиты, которые так же признали действующими регистрационными знаками.
Верховный суд РФ постановил, что, если машина ездит с неполным комплектом номеров, например, только с задним, водителя нельзя наказывать за отсутствие государственных номерных знаков. Таким образом, гаишник, остановивший автомобиль, на котором нет одного из номеров, теперь может выписать водителю только штраф в размере 0,5 МРОТ (50 рублей) по первой части статьи 12.2 КоАП за нарушение правил установки номерных знаков. До этого решения ВС автомобилистов, которые ездили без одного номерного знака, например, потеряв его из плохо закрепленной рамки на ухабе, чаще всего наказывали по второй части той же статьи за «управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков». Гаишники утверждали, что номерными знаками можно считать только полный комплект, и забирали у водителей права.
Суды при этом соглашались с инспекторами, и водителя либо штрафовали на 25 МРОТ (2,5 тыс. рублей), либо лишали прав на срок от 1 до 3 месяцев.
В сообщении Управления по работе с законодательством ВС говорится, что москвич А. Полонский не согласился с тем, что за отсутствие на его «Тойоте Лендкрузер» переднего номерного знака его оштрафовали на 2,5 тыс. рублей, и решил оспорить постановление мирового судьи Кунцевского районного суда г. Москвы. В Московском городском суде также решили, что езда с одним регистрационным номером – это то же самое, что езда без номеров, и оставили решение мирового судьи в силе. Однако водитель на этом не остановился и подал жалобу в Верховный суд, где судья принял сторону автомобилиста.
Зампредседателя ВС Петр Серков, к которому на рассмотрение попало это дело, посчитал, что в подобных случаях закон толкуется неверно. В разъяснении ВС говорится, что «Неправильная установка одного из государственных регистрационных знаков при правильной установке другого, доступного для свободного обозрения, не означает полного отсутствия регистрационных знаков на транспортном средстве».
Постановлением ВС обратившемуся с жалобой водителю заменили штраф 2,5 тыс. рублей на 50 рублей – за неправильную установку номеров.
Одновременно Верховный суд заявил, что даже просроченные транзитные номера все равно следует считать действующими регистрационными знаками. Гаишники, которым «лишенческая» статья дает гораздо больше возможностей заработать денег, при поддержке мировых судов всегда считали, что «транзиты» с истекшим сроком действия приравниваются к отсутствующим номерам и, руководствуясь второй частью статьи 12.2 КоАП, отбирали за них права. По правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, которые утверждены 59-м приказом МВД, при перерегистрации автомобиля транзитные номера выдаются на срок от 5 до 20 дней. В результате водитель, который, например, из-за командировки или заболев, не успевал поставить автомобиль на учет или продлить «транзиты», сразу становился легкой жертвой для «оборотней». Как рассказали «Газете.Ru» в 4-м отделении МОТОТРЭР по Восточному округу столицы, водители с просроченными транзитными номерами приходят часто: «Один человек в день точно приходит, а всего у нас ежедневно бывает по 100–200 человек».
Но в Верховном суде решили, что «Истечение срока действия установленных на автомобиле регистрационных знаков »ТРАНЗИТ« не означает полного отсутствия регистрационных знаков на транспортном средстве».
А водитель автомобиля с просроченными «транзитами» виноват только в том, что нарушил правила регистрации автомобиля, и должен за это заплатить по статье 12.1 КоАП штраф 0,5 МРОТ (50 рублей).
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, в этот раз в Верховном суде не сказали ничего сенсационного. «По ГОСТу, на который ссылаются правила регистрации, на автомобиле должно быть установлено 2 номера. Если установлен только 1, то это всего лишь нарушение стандарта, и нельзя считать, что автомобиль ездит без регистрационных знаков», – пояснил Травин.
Однако в ГАИ России считают, что ВС допустил ошибку, отменив жестокие санкции за езду без одного из номеров. Милиционеры боятся взрыва преступности на дорогах. По словам начальник отдела административной практики и дознания ГАИ России Владимира Кузина им обязательно воспользуются злоумышленники. «С одним, например, передним номером очень просто скрыться с места преступления. Спереди инспектор номера видит и машину не останавливает, а сзади ее опознать никак нельзя», - пояснил Кузин. По его словам преступники часто используют махинации с установкой номерных знаков, чтобы их было сложнее поймать. «На мотоциклах номер устанавливают сбоку слева под сиденьем, так чтобы его не было видно с тротуара. А нарушений формально никаких нет», - рассказал гаишник.
Текст: Артем Бетев.
http://www.autoindex.ru/reviews/gaishniki-ostalis-bez-prav-na-nomer
http://www.autoindex.ru/reviews/gaishniki-ostalis-bez-prav-na-nomer
Комментариев нет:
Отправить комментарий