четверг, 7 февраля 2008 г.

ЗИС-151




Серийный автомобиль ЗИС-151 (1948-1957г.г.)

В 1946 году Заводом имени Сталина (ЗИС) были построены два опытных образца грузового автомобиля ЗиС-151 - в мае был готов первый вариант машины - с двускатными задними колесами (ЗиС-151-2), а осенью на испытания вышел второй опытный образец (ЗИС-151-1: см. фото). Он имел односкатные задние колеса и кабину от ЗиС-150.




ЗиС-151-2



ЗИС-151-1



ЗИС-151-1

Летом 1947 года на сравнительных испытаниях по бездорожью американских трехосных автомобилей "Студебекер", "Интернационал", отечественных ЗиС-151-1 и ЗиС-151-2, ЗиС-151-1 на автобусных шинах 10,50-20" показал лучшую проходимость и более высокую среднюю скорость по бездорожью, кроме движения по болотистой луговине. Односкатные шины шли "след в след" и требовали меньше энергетических затрат на прокладывание колеи, чем двускатные. Однако основной армейский заказчик настоял на использовании двускатных задних колес, несмотря на более чем благоприятные для ЗиС-151-1 результаты дорожных испытаний.









Силовой агрегат ЗиС-151 представлял собой шестицилиндровый, бензиновый, четырехтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ЗиС-121 (до 1950 года устанавливался двигатель ЗиС-120) мощностью 92 л.с. В трансмиссии применялись двухдисковое сухое сцепление, пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с двухступенчатым демультипликатором, пять карданных валов с десятью шарнирами. Передняя подвеска - на двух продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двустороннего действия и шарнирами равных угловых скоростей типа "Бендикс-Вейсс", задняя - на двух продольных рессорах (балансирная). Рабочий тормоз - колодочный, на все колёса, с пневматическим приводом и выводом для соединения с тормозной системой прицепа. Размер шин - 8,25-20". На автомобиле было установлено два бензобака емкостью по 150 л.

До 1950 года автомобиль имел кабину деревометаллической конструкции, с деревянными подножками, штампованной фанерной облицовкой и металлической передней стенкой, позже - уменьшенных размеров цельнометаллическую. Кузов - деревянный, универсального типа: с высокими решетчатыми передней стенкой и боковыми бортами, откидными скамейками и тентом. В задней части машины имелся специальный буфер, расположенный на одном уровне с передним. Это позволяло преодолевать особо трудные участки пути совместно с другими однотипными автомобилями, работающими как толкачи. Автомобиль не имел предпускового подогревателя двигателя и отопителя кабины водителя. Модификация ЗиС-151А имела лебёдку, установленную между двигателем и передним буфером.

ЗиС-151 стал первым отечественным автомобилем с тремя ведущими осями. Он широко применялся в послевоенные годы в Красной Армии. Шасси ЗиС-121 послужило базой для ряда боевых машин реактивной артиллерии, таких, как БМ-13-16, БМ-14-16 (он же П-64: см. фото), БМД-20, БМ-24. В 1955 году на вооружение была принята авторазливочная станция химических войск АРС-12Д. На базе ЗиС-151А выпускался также мостоукладчик КММ (колейный механизированный мост). Имелись модификации с экранированным электрооборудованием. Последний ЗиС-151 покинул сборочный конвейер в 1958 году, когда на смену ему пришел более совершенный вездеход - ЗиЛ-157.



БМ-13-16



БМ-14-16(П-64)



БМ-14-16(П-64)



БМ-14-16(П-64)



мостоукладчик КММ (колейный механизированный мост)

После убийства Иосифа Висарионовича Сталина, узурпировавший власть Хрущёв взял курс на развал СССР, для чего он повёл развёрнутую компанию по принудительной дискредитации роли товарища Сталина в отечественной истории, и предания его памяти забвению. В ходе этой компании в 1956 году Завод им. Сталина был переименован в Завод им. Лихачева. В связи с этим, часть автомобилей ЗИС-151 под конец выпуска получила капоты с новой подштамповкой "ЗИЛ" вместо прежней "ЗИС".

На фотографиях представлены модели ЗИС-151, производимые мастерскими AGD, "САИС" и "Студия МАЛ".

Мастерской AGD модель ЗИС-151 предлагается в двух вариантах: с дерево-металлической кабиной первых выпусков и с цельнометаллической кабиной.



модель автомобиля ЗИС-151, выполненная мастерской AGD



модель автомобиля ЗИС-151, выполненная мастерской "САИС"



модель автомобиля ЗИС-151, выполненная "Студия МАЛ"

Ниже представлена модель ЗИС-151А из коллекции автора, изготовленная мастерской "Уральский сокол" (г.Екатеринбург). Интересная особенность модели - балансирная задняя подвеска:















Наконец, модель опытного ЗИС-151-1, также изготовленная мастерской "Уральский сокол":











Пожарные автомобили на шасси ЗИС-151


Модель пожарного автомобиля ПМЗМ-3, производимая мастерской AGD (г.Калиниград).



Пожарный автомобиля ПМЗ-13





Модель пожарного автомобиля ПМЗ-15, производимая мастерской AGD (г.Калиниград).

ПМЗ-15 - первый серийный аэродромный пожарный автомобиль в СССР. Базой для нее послужила обычная "земная" ПМЗ-13 и внешне они между собой почти не различаются. На фото слева представлен прототип на шасси ЗИЛ-157, поскольку ПМЗ-15 производилась на обоих типах шасси.





Модель пожарного автомобиля ПРМ-43, производимая мастерской AGD (г.Калиниград).



Помимо представленных выше, мастерской AGD изготавливаются следующие модели пожарных автомобилей на шасси ЗИС-151: АТ, ПМЗ-13, ПМЗ-27 (опытный), АХП (Ленинград).

Автору неизвестны другие производители моделей спецтехники на шасси ЗИС-151 помимо мастерской AGD.

http://denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zis151.html
http://denisovets.narod.ru/zil/zilpages/zis151fire.html

Комментариев нет: