четверг, 7 февраля 2008 г.

МАШИНА БЕЗ ОПАСНОСТИ




МАШИНА БЕЗ ОПАСНОСТИ

Кто был главным героем Гран При Германии 2000 года? Джанкарло Физикелла, выбивший с трассы Михаэля Шумахера! Нет? Может Рикардо Зонта, лишивший Вильнева зачетных очков, а себя места в команде на следующий год? Тоже нет? Тогда это Рубенс Баррикелло, завоевавший свою первую победу на Гран При и сохранивший лидерство Шумахера в чемпионате! Опять промах? Значит героем гонки в Хоккенхайме была машина безопасности, дважды появлявшаяся на трассе, спасла уже умирающую гонку. Ведь не появись на трассе сефети-кар, максимум, на что можно было рассчитывать, - это на вялую борьбу двух гонщиков McLaren во время пит-стопов с легко предсказываемым исходом. А так, гонка получилась увлекательная, с обгонами и авариями, и с устроившим всех победителем. Хотя, с другой стороны, появление на трассе машины безопасности лишило Мику Хаккинена верной победы. А как «повезло» Дэвиду Култхарду...

Так все-таки, машина безопасности – это хорошо или плохо?

То, что существование такой машины – это хорошо, вроде бы как следует из ее названия. Мол, безопасность прежде всего! Подтверждение исключительно благой миссии, возложенной на МБ, можно обнаружить и в правилах, которые гласят следующее. «Цель Safety Car – нейтрализовать гонку в случае аварии или других инцидентов, в результате которых физической опасности подвергаются участники или другие официальные лица. SC замедляет движение гоночных машин так, чтобы они не угрожали службам обеспечения, работающим на или вблизи трассы, а также, чтобы исключить риск столкновения с медленно движущимися по трассе транспортными средствами, такими как «Скорая помощь».

А пример американских гоночных серий, где пейс-кар, родившийся одновременно с автоспортом, с успехом применяется и по сей день – чем не аргумент в пользу машины безопасности.

Надо сказать, что факт «изобретения» пейс-кара американцами для рьяно хранящих традиции европейского автоспорта чиновников долгое время оставался главным аргументом против введения подобного института в Формуле-1. Да и, по большому счету, это не нужно было. Вполне хватало использования на трассах сигнальных флагов. Но в 1992 году, после 4-летнего доминирования в чемпионате команды McLaren, дальновидный Берни Экклстоун решил закрыть глаза на этот отрицательный аргумент. И это после пережитого унижения, когда и официальные лица от американского автоспорта, не нашедшие с Берни общий язык, и американские болельщики, игнорирующие формульные Гран При, буквально выжили «Королеву» из Америки! Но другого выхода у Экклстоуна не было. Формула-1 входила в новую эпоху своего существования – в эпоху глобальной коммерциализации, основу которой составлял упор на телетрансляции. Он не мог не понимать, что не удержит зрительскую аудиторию перед телевизорами, на экранах которых нет острых сюжетов.

Чтобы завуалировать истинную цель внесения изменений в правила проведения чемпионатов Формулы-1 и отмежеваться от их американских корней, первым делом пейс-кар был переименован в сефети-кар.

Подумаешь, мелочь какая! Какая разница-то?
Pace Car (анг.) – направляющая, задающая темп машина, не принимающая участия в гонках.
Safety Car (анг.) – машина безопасности.

Эта, казалось бы, мелочь в различии переводов двух словосочетаний олицетворяет собой главную проблему МБ. В сущности сефети-кар – это тот же самый американский пейс-кар. Но в Америке открыто признают, что их машина безопасности выполняет двойную роль – и снижает опасность гонок, и «регулирует» их зрелищность. В Европе же до сих пор «пускают пыль в глаза», прикрываясь исключительно громкими словами о безопасности. В Америке за 100 лет успел отработаться четкий механизм использования пейс-кара, сформировалась особая культура его восприятия, как гонщиками, так и болельщиками. Ну а для Европы машина безопасности долго оставалась инородным телом, распоряжаться которым по-американски не хотели, а как распоряжаться по-европейски, толком не знали.

Впервые, если опираться на букву правил, МБ должна была бы быть опробована в действии на Гран При Франции 1992 года, но на 18-м круге, после того, как над трассой пошел дождь, судьи не решились применить новое и не знакомое доселе средство и по старинке попросту остановили гонку. Дебютный выезд сефети-кара состоялся на следующем этапе, на ГП Великобритании, в более безопасной, чем во Франции, ситуации, когда на трассе остановился Lotus Джонни Херберта. Боевые испытания прошли успешно и даже не помешали Мэнселлу лидировать от старта до финиша.

Следующее запомнившееся появление МБ на трассе состоялось в 1993 году в Сан-Пауло. Вторая победа Сенны у себя дома была завоевана благодаря его феноменальному таланту пилотирования под дождем, а также своевременным и четким переходам от «сухой» резины к «мокрой» и наоборот. Так считал сам Айртон, так считало большинство фанов. Но не мало было и тех, кто называл победу Сенны случайной, добытой с помощью машины безопасности, которая была выпущена на трассу после серии аварий, в том числе и с участием лидера гонки Алана Проста.

Затем была МБ на Гран При Сан-Марино 1994 года. Машина, которую многие, не смотря на распространенную версию о поломке рулевой колонки, считают пусть и косвенной, но причиной смертельной аварии бразильца. По их мнению, резина покрышек на Williams Сенны, остывшая до критической температуры из-за движения в течение нескольких кругов на низкой скорости за сефети-каром, не позволила Айртону удержать свой болид под контролем.

А Гран При Японии 1994 года стал демонстрацией неиссякаемой фантазии американо-ненавистных мужей из FIA. Их гениальная идея учитывать гандикап, существовавший между гонщиками до появления на трассе сефети-кара, на деле выглядела очень эффектно. Она превратила заключительную часть гонки в шоу под названием «Не верь глазам своим». А сколько приятных сюрпризов ожидало гонщиков и зрителей после финиша? Например, Найджела Мэнселла и его поклонников. Британец, который провел последнюю треть гонки в непрерывных атаках на Жана Алези и на последнем круге все-таки обогнал его, в итоговом протоколе все равно оказался позади француза.

В нынешнем году (2000) сефети-кару исполнилось восемь лет. Эти восемь лет, к счастью, не прошли даром. Навсегда ушли в прошлое бредовые попытки приделать пейс-кару «пятое колесо» а-ля гандикап. Использование в качестве МБ более мощных и скоростных автомобилей свело опасность от езды за ними к поломке болидов McLaren после рестарта. А требование правил, согласно которому водителем МБ в обязательном порядке должен быть профессиональным гонщиком, дает возможность использовать ее в самых опасных ситуациях.

И даже якобы самое слабое место МБ, касающееся не справедливой «помощи» нуждающимся, перестало быть слабым. Нынче уже никто не сомневается, что при появлении на трассе машины безопасности абсолютно все участники гонки находятся в равных условиях, и что если Мика Хаккинен действительно крут, то он должен быть крут и во время рестарта.

Одним словом, изобрести «велосипед безопасности» для Формулы-1 так и не удалось. И как, быть может, кому-то и не хотелось бы, но в том, что касается применения в гонках машины безопасности, Формула-1 все больше становиться похожа на ту же серию CART. И сегодня, когда «Королева автоспорта» возвращается в Америку, это особенно важно. Это сводит к минимуму риск полупустых трибун «Индианаполиса» во время Гран При США.

Единственное, что пока еще хоть как-то напоминает о европейском происхождении сефети-кара – это сугубо «формульный» подход к вопросу принятия решения о выезде его на трассу. Другими словами – очень своеобразное понятие о безопасности.

Почему судьи не выпустили МБ после аварии на старте Гран При Германии? Конечно же потому, что до окончания лидерами первого круга маршалы успели убрать с трассы машины Шумахера и Физикеллы. И дело абсолютно не в том, что тогда Хаккинен не опережал весь пелотон на 40 секунд. Хорошо хоть в эпизоде с внезапно появившимся на трассе борцом за права человека судьи сработали безупречно. Можно было, конечно, «снять» его с помощью снайпера, или набросить на него лассо, чтобы обезопасить гонщиков и других официальных лиц. Но, согласитесь, с машиной безопасности операция по обезвреживанию провокатора смотрелась куда более солидно.

Как ни крути, невольно создается впечатление, будто подобные решения принимаются не судьями на трассе и не тогда, когда этого требуют правила, а самим Экклстоуном, когда он сочтет это необходимым.

Но очень скоро и этот незначительный недостаток будет искоренен, и МБ будет выезжать только по правилам. Просто правила будут требовать делать это почаще. Особенно на Гран При Канады и Гран При США. При этом, конечно, не верится, что появление пейс-кара вызовут обнаруженные в одном из поворотов два двухдюймовых болта, как это случилось совсем недавно во время этапа CART в Мичигане. Но то, что ни в Канаде, ни тем более в США не повторится сценарий нынешнего Гран При Венгрии, - это можно утверждать смело…

Так кто же все-таки был главным героем Гран При Германии? Это и Физикелла, в первом же повороте пустивший гонку по неожиданному пути. Это и Рикардо Зонта, повеселивший зрителей и членов команд. Это и Рубенс Баррикелло, одержавший великолепную и вполне заслуженную победу. Ну и, конечно же, машина безопасности, сыгравшая не худшую роль возбудителя спокойствия. Что же до «обиженных», типа лишенного победы Хаккинена, то считать пострадавшим можно разве что Дэвида Култхарда и то, только в той ситуации, когда МБ выезжала на трассу в первый раз. Но как раз МБ тут абсолютно не при чем. Култхард стал жертвой пункта правил, регламентирующего использование одной бригады механиков для обслуживания обоих гонщиков команды.

Кстати, накануне Гран При Венгрии команда Ferrari обратилась к руководству FIA с просьбой рассмотреть возможность изменения этого пункта правил и разрешения одновременного обслуживания гонщиков в боксах отдельными бригадами механиков. Но даже если Федерация удовлетворит это предложение, сколько еще в Формуле-1 останется подобных «пунктов». От столь не совершенной, если не сказать несправедливой, системы начисления очков, до глупейших споров по поводу возможности различной окраски машин одной команды. Хорошо, хоть с машиной безопасности более-менее разобрались…

http://www.proformula.ua/index.php?id=24&pid=5069

Комментариев нет: