Почему Токио?
Шоу автомобилей и мотоциклов, которое проводится в японской столице раз в два года, традиционно принято включать в пятерку самых важных событий автокалендаря. Это может показаться странным, ведь даже местечковые салоны в той же Барселоне или Торонто минимум вдвое превосходят токийский по площади, да и состав участников гораздо представительнее (4/5 экспонентов в Макухари-центре — производители комплектующих, аксессуаров и мотоциклов). Опять же, местный рынок настолько перенасыщен продукцией японских фирм и настолько надежно защищен таможенными барьерами от посягательств внешних “завоевателей”, что продаваемые на нем импортные машины можно едва ли не по пальцам пересчитать.
Так почему все-таки Токио?
Ответ на этот вопрос нам подсказывает все та же сухая статистика. Ежегодно в Стране Восходящего Солнца выпускается около 8 млн легковых автомобилей плюс еще почти столько же делают сборочные предприятия японских фирм по всему миру. Сравните эти цифры с общим объемом мирового автопроизводства (около 40 млн машин ежегодно), и вам многое станет понятно: даже если бы на Токийском салоне выставлялись исключительно местные компании, он все равно был бы обречен на успех.
Кстати говоря, Япония — одна из самых “автомобилизованных” стран, причем уровень национального потребления так высок, а публика настолько избалована вниманием производителей, что это привело к возникновению феномена: на внутреннем рынке все без исключения фирмы предлагают в два, а то и в три раза больше моделей, чем за его пределами. Что с того, что в большинстве своем “родственные” модели одной и той же марки разнятся лишь уровнем оснащения и внешним декором, а зачастую под одним брэндом продаются изделия различных фирм (так называемый бейдж-инжиниринг) — главное, чтобы потенциальный покупатель, посетив дилерский шоу-рум, не остался разочарованным и не истратил свои кровные иены где-нибудь в другом месте.
Японцы
Японцы
Несмотря на огромные объемы продаж, автомобильная отрасль Японии в последнее время переживает глубокий кризис, и это не замедлило сказаться на “выставке достижений национального автопрома”. Нет, на первый взгляд, все выглядит вполне достойно: в отсутствие официальной информации организаторов мы насчитали их аж 38 новинок. Но только вот беда: подавляющее большинство из них — различного рода концепт- и шоу-кары, причем весьма далекие от серийного производства. Конечно, достойна восхищения концептуальная Honda Unibox с полупрозрачными кузовными панелями, шестью колесами разного диаметра и рулевым управлением в виде джойстика. Безусловно, великолепен однообъемный Mitsubishi Space Liner, оснащенный силовой установкой на водородных топливных элементах и, опять-таки, электронным блоком управления, который можно разместить хоть справа, хоть слева. Вызывает всяческое уважение миниатюрный Suzuki Covie, из салона которого можно принимать и отправлять сообщения по электронной почте, программировать домашнюю бытовую технику и даже разговаривать с посетителями по домофону, словно вы находитесь не в машине, а у себя в квартире. Но что толку в этих автомобилях, если их нельзя приобрести — ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра?
Чтобы не показаться пристрастными, скажем несколько слов о серийных или почти серийных премьерах. К категории “почти” относятся машины, в свое время “засвеченные” в качестве концепт-каров и кочующие с одного автосалона на другой, постепенно лишаясь чисто выставочных “примочек” и обрастая реальными деталями интерьера и экстерьера. Таковы Mazda RX-8 — спортивный седан с роторным двигателем мощностью 250 л.с., Nissan Fairlady Z — еще один “спортсмен”, оснащенный 260-сильной V-образной “шестеркой”, Nissan mm — на 90% готовый к производству прототип следующего поколения модели Micra, известной в Японии под именем March. Из полноценных новинок достойны упоминания Mazda Atenza, сменяющая на конвейере 626-ю серию, второе поколение популярного внедорожника Honda CR-V и... Нет, пожалуй, все. Не то чтобы на этом серийные премьеры закончились — просто чисто японскими их назвать нельзя.
Смешение кровей
Еще один симптом тяжкой хвори, глубоко засевшей в теле японского автопрома, — количество всевозможных альянсов, образованных местными фирмами с мощными иностранными корпорациями. Isuzu, Subaru и Suzuki входят в империю General Motors, Mazda состоит в браке по расчету с Ford, Nissan небескорыстно дружит с Renault, а Mitsubishi — с DaimlerChrysler. Формально независимыми остаются лишь Toyota и Honda, однако и они связаны обязательствами по участию в многочисленных совместных предприятиях. Один из первейших бонусов такой кооперации — объединение усилий по закупке комплектующих, а также создание общих платформ и отдельных агрегатов, что неминуемо приводит к появлению общих для нескольких марок моделей. Что и подтвердил Токийский салон: в очертаниях минивэна Subaru Traviq можно без труда узнать “джи-эмовский” Opel Zafira, по случаю снабженный полноприводной трансмиссией, Toyota Voltz — не что иное, как американский Pontiac Vibe с правым рулем, а Chevrolet Cruze только так называется, а производиться будет исключительно в Японии на заводе Suzuki. Судя по всему, этим дело не ограничится. Видимо, следует ожидать появления новых трансконтинентальных “гибридов”, причем не только в Японии и Соединенных Штатах, но и в Европе.
Заморские гости
Помимо японских фирм и их партнеров не обошлось в Токио и без “пришельцев” — компаний, заинтересованных в местном рынке либо избравших бедный на премьеры автосалон местом для дебюта своих моделей, которые в том же Франкфурте месяцем раньше просто потерялись бы среди общей толчеи. Так, BMW представил самую мощную модификацию своей модели Mini — Cooper S, чей 1,6-литровый мотор с помощью турбонаддува выдает на-гора целых 163 л.с. Другой “немец” — Volkswagen — показал предсерийную версию суперкара W12 с кузовом от ателье Italdesign. На стенде корейского Hyundai был в центре внимания компактный однообъемник ТВ, предназначенный, прежде всего, для продажи в Европе. А Mercedes-Benz произвел настоящий фурор даже среди привычных к диковинкам японцев, впервые вы-ставив концептуальный родстер F400 Carving, способный при входе в вираж наклонять колеса под углом до 20о, тем са-мым обеспечивая оптимальный контакт шин с дорогой и, как следствие, возможность более динамичного прохождения поворотов.В общем и целом, Токийский салон не разочаровал тех, кому удалось туда попасть, и стал достойным финальным аккордом уходящего сезона. Автомобильная публика получила передышку, но она будет недолгой — до январского автошоу в Детройте.
“Тамагочи” на колесах
Японские конструкторы уверены, что на роль друга человека может претендовать не только собака, но и... автомобиль. Новейшая совместная разработка компаний Toyota и Sony под названием pod, представленная на автосалоне в Токио, с помощью специальных датчиков, измеряющих температуру и пульс водителя, может “чувствовать” настроение человека и соответствующим образом изменять свое “поведение”. А еще – выражать свои “эмоции”: передняя часть машины напоминает лицо и встроенными “огоньками” может отображать шесть различных состояний водителя (счастье, разочарование, сонливость, удивление, злость, грусть). А толстая антенна, вмонтированная в багажник, может вилять из стороны в сторону. Ну чем Toyota pod не собака?
Андрей Данченко
По материалам сайта БИЗНЕС
По материалам сайта БИЗНЕС
Комментариев нет:
Отправить комментарий