понедельник, 28 января 2008 г.

Спортивный BMW укрощает водородную бомбу


Спорткар BMW H2R — это ультрасовременная технология обуздания опасного топлива. И это разведка боем. Знаменитая фирма создала скоростной болид, чтобы приблизить дату выхода на рынок роскошных водородных лимузинов седьмой серии.



Водородный суперкар устанавливал свои рекорды на французском автодроме Miramas Proving Grounds (фото с сайта gizmo.com.au).

20 сентября 2004 года компания BMW объявила об установлении 9 рекордов в категории автомобилей, работающих на водороде.

Это рекорды прохождения различных дистанций при старте с места (например, 1 километр — 26,6 секунды), а также максимальные скорости на различных отрезках, наконец — максимальная скорость водородного автомобиля — 302,4 километра в час.

Расшифровок имени машины предложено несколько: "H two Race Car", "Hydrogen Record Car" и "Hydrogen Research Car".

Race, стало быть — гонки. Разгонная динамика аппарата не уступает внушительной максимальной скорости. 6 секунд с места до 100 километров в час.

Масса машины (с полным баком и водителем) составляет 1560 килограммов. Её кузов отличается небольшой лобовой площадью (1,85 квадратного метра) и очень низким коэффициентом сопротивления воздуху (0,21).



Без внешней обивки H2R выглядит устрашающе (фото с сайта gizmo.com.au).

Но, разумеется, главное, чему H2R обязан свое прытью — это шестилитровый 12-цилиндровый двигатель внутреннего сгорания. Он развивает более 285 лошадиных сил.

Мы уже рассказывали, что BMW, вопреки большинству компаний, считает, что водородное питание на автомобили должно прийти не в виде топливных элементов, а, в первую очередь, как топливо для ДВС.

И не известно ещё, что сложнее сделать. Дело в том, что водород сгорает иначе, чем бензин. При различных нагрузках и соотношении топлива и воздуха — получаются другие графики изменения температуры и давления в цилиндре, другая скорость горения.

И все эти параметры выше, чем при бензине или дизельном топливе. А это значит, что нужны принципиально иные системы подачи топлива, другие материалы клапанов, их сёдел и камер сгорания, иные программы управления двигателем.

Вроде бы, создав экспериментальные "семёрки" с водородными движками, компания решила все эти проблемы. Но… Теперь немцы объявляют, что в новой машине воплотили "самые-самые" свои идеи на этот счёт. Ведь совершенству нет предела.

Нужно заметить, что хотя водород в H2R хранится как жидкость (теплоизолированный бак вмещает 11 килограммов топлива), в двигатель водород поступает уже в газообразном виде.

Предварительно водород проходит теплообменник, использующий тепло системы охлаждения мотора.

Затем газ подаётся под давлением во впускной коллектор — перед впускными клапанами цилиндров.

Поскольку смесь водорода и воздуха опасна, топливо "заталкивают" в самый последний момент — перед закрытием клапана. Это непростая задача, так как газа нужно подать много и за очень короткий промежуток времени.

Это стало возможным благодаря специальной версии системы управления клапанами двигателя под названием Valvetronic.



Для улучшения аэродинамики немцы разработали систему диффузоров, сглаживающих поток позади машины (фото с сайта gizmo.com.au).

С помощью гидравлики и электропривода, управляющего промежуточными рычагами и эксцентриками, установленными между распредвалом и клапанами, электроника мгновенно изменяет не только общее время открытия клапанов, момент (по углу поворота вала) начала их подъёма и окончания закрытия, но и высоту подъёма.

Вместе это позволяет получать любой состав смеси и менять количество поступающего в двигатель воздуха — на всех режимах и без использования классической дроссельной заслонки, как у других ДВС.

Valvetronic уже работает на серийных, бензиновых, моторах компании, но для водорода пришлось существенно пересмотреть эту систему. Заметим, это сложная задача, учитывая, что всего на создание H2R ушло каких-то 10 месяцев.

Как мы уже сказали, водород впрыскивается в самый последний момент. А в начале такта всасывания в цилиндр поступает лишь воздух. И он немного охлаждает стенки камеры сгорания, снижая риск преждевременного воспламенения смеси.

Интересно, что система управления двигателем на всех режимах так рассчитывает соотношение количества воздуха и водорода в цилиндре, что практически не образуются оксиды азота — единственный яд, который теоретически способен выбрасывать в атмосферу автомобиль с ДВС на водороде.

Комплекс безопасности на новой машине также заслуживает внимания. Водород в автомобиле — это бомба на колёсах? Возможно. Но, во всяком случае, это хорошо контролируемая бомба.

Здесь есть несколько клапанов на баке и в системе подачи топлива, которые следят за давлением взрывоопасного газа, испаряющегося в медленно нагревающемся от атмосферы баке.

Система же клапанов следит за утечками жидкого водорода, реагируя уже не на повышение, а на понижение давления в "жидкой" магистрали. При появлении признаков течи автоматика перекрывает выходящие из бака линии.



Эффектный спорткар призван проложить дорогу водородным лимузинам BMW седьмой серии (фото с сайта gizmo.com.au).

Над всем этим "размышляет" телеметрическая система, подобная тем, что используются в Формуле-1. Разумеется, вся информация о работе комплекса доступна водителю, и у него есть (в дополнение к автоматике) "ручная" кнопка, перекрывающая выход водорода из бака.

Остальные элементы машины — алюминиевая рама, спортивные подвески, карбоновый кузов, длиной 5,4 метра и шириной 2 метра — выполнены на соответствующем двигателю уровне. Но не они здесь главные. Всё затевалось именно ради новых водородных технологий.

Напомним, экспериментальные "семёрки" BMW, бегающие на водороде, сохранили и бензобак. Два топлива здесь не используются в смеси между собой. Просто владелец может последовательно переключать питание мотора между бензиновым и водородным баками.

А это означает, что ему не придётся беспокоиться о наличии водородных заправок на всём пути своего следования.

Самое интересное в новости о H2R: BMW объявила, что начнёт серийное производство битопливных (водород/бензин) лимузинов в течение конвейерной жизни уже этого, текущего поколения "семёрки".
http://www.membrana.ru/articles/technic/2004/09/21/223000.html

Комментариев нет: