суббота, 12 января 2008 г.

Ралли "Париж-Дакар" отменено навсегда?



"Дакар" сдался навсегда?
В пятницу 4 января в Лиссабоне произошло поистине беспрецедентное событие: всего за день до старта, впервые за свою 30-летнюю историю, была отменена одна из самых престижных и трудных гонок в мире – ралли-рейд "Париж-Дакар".

Причинами отмены ралли были названы убийство 24 декабря четверых французских туристов на севере Мавритании, по территории которой проходят восемь из 15 этапов "Дакара", и "прямые угрозы" участникам соревнования со стороны исламских террористических организаций. Организаторы ралли-рейда посчитали, что не смогут обеспечить всем участникам, журналистам и местным жителям должную безопасность. При этом за несколько дней до отмены "Дакара" все было иначе – гонщиков уверяли, что им ничего не грозит и марафон будет проходить как обычно.
Организаторы ралли-рейда "Дакар" приняли решение об отмене легендарной гонки в нынешнем сезоне по соображениям безопасности, передает AFP.
"Дакар" должен был стартовать в Лиссабоне 5 января, однако после убийства четверых французских туристов правительство Франции запретило гражданам страны любые поездки в Мавританию, где были запланированы девять этапов "Дакара".
На официальном сайте гонке опубликовано заявление организаторов, в котором они выражают сожаление в связи с тем, что ралли-рейд отменен.
"После консультаций с правительствами нескольких стран, а также с МИД Франции, после убийства четырех французских граждан и прямых угроз участникам "Дакара" со стороны террористических организаций, принято решение отменить гонку. Наша задача – обеспечение безопасности всех причастных к гонке: участников, жителей населенных пунктов, по дорогам которых проложена трасса "Дакара", технического персонала, журналистов", - сказано в заявлении.
Организаторы осудили действия террористов, в результате которых отменено одно из главных событий в мировом автоспорте.

Удар по престижу

Неожиданная отмена "Париж-Дакара", без сомнения ударившая по репутации и имиджу одного из главных спортивных событий года, участниками была воспринята неоднозначно. Например, команда Volkswagen полностью поддержала решение оргкомитета, а другие называли отмену соревнований "позором".
Различные чрезвычайные происшествия происходили и в другие годы, однако никогда до полной отмены ралли дело не доходило. Гонщики довольно часто попадают под обстрелы, гибнут из-за ДТП, а порой - умирают, не выдерживая жары и физических нагрузок. Например, в прошлом году жертвами "Дакара" стали двое: на четвертом этапе в аварии погиб 29-летний южноафриканский гонщик Элмер Симонс (Elmer Symons), а на 14-м от сердечного приступа скончался француз Эрик Абежу (Eric Aubijoux). Оба покоряли ралли-рейд на мотоциклах.
Самый громкое ЧП произошло в 1999 году, когда преступники сумели остановить семь грузовиков, один мотоцикл, три квадроцикла и 12 автомобилей, ограбили гонщиков, угнали несколько машин, а у оставшейся техники попросту слили бензин. Но даже в таких случаях организаторы не прекращали гонку. Отменялись лишь некоторые этапы или спортсменам предоставляли другие маршруты.


В этот раз, по словам директора ралли-рейда Этьена Лавиня, просто пустить гонку по другому маршруту или отменить этапы в Мавритании было невозможно. Он сообщил, что на организаторов соревнования "оказывало давление" правительство Франции, которое располагало сведениями о подготовке группировкой "Аль-Каеда" терактов против участников "Дакара". Лавинь добавил, что место совершения предполагаемых терактов было не известно, поэтому покушения на гонщиков могли произойти где угодно. Наконец, "не прислушаться к предупреждениям" французского правительства в оргкомитете гонок просто не могли.
После объявления об отмене "Дакара" глава дипломатической миссии Мавритании в Париже заявил, что в стране были приняты все меры для того, чтобы гонка состоялась. Он заверил, что никакой угрозы для участников ралли-рейда нет, и сожалел, что правительство Франции не поверило в гарантии безопасности со стороны властей Мавритании.
Не только власти страны, но и администрация городов, через которые проходит "Дакар", выразили свое недовольство и потребовали от организаторов гонки возмещения средств, потраченных на подготовку к марафону. Вернут ли им эти деньги, не известно. Пока заявлено лишь, что на компенсацию могут рассчитывать команды - участники ралли. Им выплатят стартовые взносы и прямые затраты на гонку (такие как стоимость экипировки команды или необходимого оборудования). Но это на самом деле лишь малая часть расходов гонщиков. Многомиллионные суммы уходят на разработку, доводку и испытания автомобилей, которые готовились к Дакару-2008 в соответствии с изменившимися техническими требованиями. В первую очередь были введены ограничения на мощность двигателей и массу автомобиля. Например, грузовик теперь должен весить минимум 8,5 тонн, не учитывая вес запасных частей, топлива и экипажа. Раньше минимальная масса машин определялась весом стандартной модели, деленным на определенный коэффициент. Еще одно новшество - это возможность сместить мотор на 400 мм назад от передней оси, благодаря чему улучшится развесовка машины.
Убытки самого организатора "Дакара" - французской компании A.S.O - можно представить, взглянув на количество команд, заявленных к участию в 30-м "Дакаре" - 570 (!). Все они подготовили к соревнованиям в общей сложности 205 автомобилей, 245 мотоциклов, 20 квадроциклов и 100 грузовиков. По предварительным данным, A.S.O потеряет более 52 миллионов долларов только за счет обещанных участникам компенсаций.
Безусловно расстроила новость о срыве ралли многих болельщиков и фанатов этих соревнований, возобновления которых придется ждать целый год. Гонка должна была быть интересной: появились новые машины, а организаторы немного изменили маршрут, который стал почти на полторы тысячи километров длиннее (новая общая протяженность трассы - 9273 километра).

Наши

Команда "КамАЗ-Мастер" - семикратный победитель "Париж-Дакара" в классе грузовиков - была "крайне расстроена" отменой ралли и "переживала это известие как трагедию". По словам представителей команды, к ралли 2008 года российские экипажи тщательно готовились, и для них было построено три новых автомобиля "КамАЗ-4326–9", у которых была модернизирована подвеска, улучшилась развесовка и повысилась маневренность. Машины должны были помочь команде отыграться за неудачу прошлого года, когда боровшийся за первое место "КамАЗ" Владимира Чагина перевернулся, врезавшись в груду камней, а сами гонщики получили травмы. Второй экипаж во главе с Ильзаром Мардеевым, конечно, все-таки сумел пробиться на второе место, но этим прервалась череда побед "КамАЗ-Мастера", выигрывавшего каждый "Дакар" на протяжении пяти лет подряд.


Несмотря на отмену ралли и угрозу терактов, российская команда решила остаться в Африке и провести тренировку, а также испытания новых грузовиков в "боевых" условиях в пустынях Марокко. После этого машины через Испанию, Францию, Германию и Скандинавию доставят в Россию, где они летом примут участие в гонке "Санкт-Петербург – Пекин", большая часть маршрута которой проложена по территории нашей страны.

Дакар-2009

После отмены "Дакара-2008" и гонщики, и руководители команд начали сомневаться, что у этого ралли есть будущее и через год соревнования состоятся снова. Репутация ралли-рейда подорвана, многие понесли огромные убытки, и, возможно, не все команды "переживут" серьезных разговоров со спонсорами.
Между тем организаторы "Дакара" уверяют, что отмена нынешних гонок вовсе не означает отмену марафона в 2009 году. Через год они обещают подготовить новый маршрут, очевидно более безопасный. Вот только помешает ли это террористам снова заявить о возможных терактах и вновь сорвать легендарную гонку?

Комментариев нет: