четверг, 17 января 2008 г.

ЗАЗ-965 "Запорожец" - рождение легенды



Запорожский ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод "Коммунар" начал в 1960 году серийный выпуск самого маленького в Советском Союзе микролитражного автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-965 с двигателем воздушного охлаждения мощностью 23 л.с. Мелитопольского моторного завода.

С ноября 1962 года началось производство автомобиля ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 мощностью 27 л.с. С ноября 1966 года устанавливают двигатель МеМЗ-966А мощностью 30 л.с. с генератором переменного тока.

В 1966 году автомобиль подвергся рестайлингу. Выштамповка на передке из вогнутой стала выпуклой, эмблему в виде звезды сменила эмблема в виде щита. На передних крыльях появились оранжевые повторители поворотов, боковое зеркало заднего вида. На некоторых машинах, преимущественно экспортных, вдоль бортов шли блестящие молдинги.

Существовали модификации с ручным управлением: ЗАЗ-965АБ (1963г.) для инвалидов, не имеющих одной или обеих ног, и ЗАЗ-965АР (1966г.) с порошковой электромагнитной муфтой сцепления для инвалидов, не имеющих одной руки и одной ноги. Производился также почтовый вариант ЗАЗ-965С с правым рулем, заделанными задними боковыми окнами и ящиком для писем вместо заднего сидения.

А вот что можно найти по этому поводу в популярном журнале Авторевю №3, 2002. в статье "Примеряем на себя: ВАЗ-11113 Ока"

...В том же 1956 году по решению Министерства автомобильной промышленности СССР завод МЗМА (ныне АО Москвич) начал разработку мини-автомобиля, прототипом которого стал Fiat 600. Первые опытные образцы были собраны уже в октябре 1957 года — им присвоили индекс Москвич-444.

Первоначально планировалось оснащать машину 750-кубовым мотоциклетным двигателем МД-65 Ирбитского мотозавода, но остановились на разработанном в НАМИ V-образном четырехцилиндровом моторе воздушного охлаждения мощностью 23 л.с. По решению Совета Министров СССР производство микролитражки развернули на Запорожском комбайновом заводе Коммунар, куда и передали всю документацию. Серийный автомобиль ЗАЗ-965 получил имя собственное — Запорожец.
Недорогой Запорожец пришелся ко двору и вскоре стал дефицитным товаром. Появилась версия с ручным управлением для инвалидов. В 1962 году «горбатому» справили 27-сильный двигатель объемом 887 куб. см и присвоили новый индекс — ЗАЗ-965А. Начались первые поставки на экспорт — в страны соцлагеря и в Финляндию, где герой анекдотов продавался под торговой маркой Yalta (Ялта).




Краткая характеристика автомобилей ЗАЗ-965 и ЗАЗ-965А (последовательно)

Эксплуатационные параметры:
Число мест в кузове 4
Наибольшая скорость с полной нагрузкой 90 км/ч, 100 км/ч
Расход бензина на 100 км 6,5 л, 5,5 л
Емкость бака 30 л
Масса: пустого автомобиля 610 кг снаряженного автомобиля без нагрузки 665 кг снаряженного автомобиля с полной нагрузкой 965 кг
Габаритные размеры:
Длина 3330 мм
Ширина 1395 мм
Высота (без нагрузки) 1450 мм
База (расстояние между осями) 2023 мм
Колея передних колес 1150 мм
Колея задних колес 1160 мм
Дорожный просвет 175 мм
Наименьший радиус поворота 5 м
Передний угол свеса 36 град.
Задний угол свеса 25 град.

Двигатель: МеМЗ-965, МеМЗ-966А
Рабочий объем двигателя 784 см3, 887 см3
Степень сжатия 6,5, 6,5
Максимальная мощность 23 л.с., 30 л.с.
Бензин АИ-72, АИ-76

Комментариев нет: